?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Библиотечные сокровища
BAG
bgershman
Ежегодная серия камерных концертов, организуемая Библиотекой Конгресса, – один из стержней музыкальной жизни Вашингтона. Я уже делал отдельный пост об Элизабет Кулидж, благодаря которой эта серия и в принципе повышенная музыкальная активность главной американской библиотеки стали возможны, а избранные рассказы о посещенных концертах помечаю тэгом "loc". Камерные концерты библиотечного сезона замечательны не только тем, что организаторам удается привлечь музыкантов высочайшего калибра, и не только тем, что все концерты бесплатны для посетителей, но и тем, насколько профессионально выполнены все детали серии – от программок (например) и предконцертных лекций до специальных тематических экспозиций, о которых я как раз хочу написать подробнее.

Дело в том, что Библиотека Конгресса является одним из главных в мире хранилищ оригинальных нотных рукописей и вообще всевозможных музыкальных материалов. И перед каждым концертом организаторы вытавляют напоказ подходящую подборку из собственной библиотечной коллекции. Перед самым входом в зал имени Элизабет Кулидж имеется небольшой "предбанник" с несколькими столами-витринами, где как раз предконцертные экспонаты размещаются. Таким образом, перед каждым концертом или во время антракта можно посетить мини-выставку на тему музыкальной программы. Из-за подсветки фотографии получаются ужасные, но я все же хочу кое-что показать в качестве иллюстрации того, как трепетно Библиотека Конгресса относится к своей камерной серии.


Начнем с конца, то есть с последнего посещенного концерта. Концерт был особенный в частности потому, что посередине состоялась американская премьера современного сочинения Ребекки Сондерс, написанного в том числе по заказу Библиотеки. Поэтому сам бог велел выложить в "предбанник" как оригинал рукописи "квартета", так и письмо с благодарностью и наилучшими пожеланиями от самой Ребекки.



Письмецо из Берлина.



Дальше, в тему к современным сочинениям и заказам Библиотеки, на соседней витрине выложили рукописи Раутаваары (карандашную) и Джона Адамса (компьютерную, но с автографами).





Главным номером того концерта был Второй квартет Шимановского. Поскольку рукописи этого квартета в распоряжении Библиотеки нет, организаторы поделились тем, что имелось. Оригинал набросков к "Королю Рогеру" и репродукция карандашного портрета Шимановского неизвестного художника.





На прошлом концерте давали Второе трио Брамса, и случилось попадание в яблочко, поскольку Библиотеке принадлежит оригинал рукописи этого сочинения. Один из участников Венского трио был впечатлен, о чем прямо со сцены и объявил.



Если кому не нравится моя "прекрасная" фотография и вообще хочется увидеть больше, то полный скан рукописи можно полистать (и скачать) вот здесь, на сайте Библиотеки. Очень круто, не правда ли?

В довесок показали пару портретов Брамсика, включая известную карикатуру шествия композитора в таверну "Красный еж".



К бетховенскому Тринадцатому квартету с Большой Фугой тоже подготовили специальные подарки. Во-первых, первое издание Фуги (1827). Красота.



Во-вторых, пришел один из сотрудников музыкального отдела и рассказывал о локоне волос Бетховена, тоже хранящемся в Библиотеке! Вот он, вместе с письмами, подтверждающими подлинность локона. Странное ощущение – находиться в непосредственной близости к ДНК Бетховена.



В письме объясняется, что владелец локона, органист Карл Август Райнхардт, получил волосы, две пуговицы и два куска материи с одежды Бетховена сразу после смерти композитора. Сертификат.



А вот оригинал рукописи финала фортепианного трио (op. 3) Бетховена. Желающим полистать весь скан полностью сюда.



Кстати, в Библиотеке Конгресса также хранится оригинал рукописи Тридцатой фортепианной сонаты. Очень любопытно рассматривать даже мне, ноты читающему с большим трудом. Смотреть и качать здесь.

А вот гайдновская оригинальная рукопись. Струнный квартет (op. 64/6). Полностью здесь.



И издание одной из первых биографий Гайдна (1810).



Титульный лист квартетов Йозефа "Giuseppe" Мысливечека.



Вот такие сокровища! И это лишь бонус к концерту.


  • 1
Действительно, настоящие сокровища. Спасибо!

Пожалуйста! Да! А сколько там всего в архивах - страшно подумать. Надеюсь, что все 100% со временем отсканируют и сделают общедоступным. Работа над этим ведется серьезная.

класс какой. мне очень нравиться идея сопровождать концерт соответствующей выставкой.

Библиотека конгреса вообще, по-моему, одно из самых главных хранилищ.)))

Хотя вот наша австрийская национальная библиотека тоже наверняка одно из самых главных хранилищь музыкальных сокровищ в том числе. и ноты и музыкальные инструменты тоже.
сегодня утром (правда, совпадение!) слушала передачу как раз, первую из цикла про эти самые сокровища. (хотя была там сто раз конечно, но давно).
по радио сказали, что бывают случаи, некоторые при виде оригинального манускрипта "реквиема" Моцарта плачут. посмотреть на это чудо и другие ценные объекты и поплакать приглашают нас на предстоящую выставку.
вы кстати в вену не собираетесь? Вам бы понравилось, у нас еще разные интересные музыкальные места есть.)

еще есть ценное собрание венского музикферайна. исторически сложенное. очень многие композиторы были большими друзьями "друзей музыки" (музикферайн), и соответствнено преподавателями и т.п. поэтому много рукописей передано в дар собственноручно.

вообще тема рукописей мне лично интересна. потому что если подумать о музыке - то что есть непосредственно "произведение искусства"? не рукопись точно, если не оценивать ее с точки зрения красоты шрифта и оформления, но это уже тогда другое произведение другого искусства.
по сути, рукопись - всего лишь документ. но в тоже время, очень важный все равно.

Ну что же Вы меня Веной дразните! :) Конечно, очень-очень-очень хочу! Я все откладывал, поскольку не хотелось приезжать на пару дней, а хотелось сразу на пару недель. И вот, этим летом почти уже совсем собрался, но снова не получится по ряду жизненных обстоятельств. Может быть, в следующем году... Музыкальных мест в Вене столько, что, конечно, там бы пожить. Про австрийскую библиотеку, конечно, знаю, и рад, что они передачи и выставки организуют. А онлайн-архив у них есть? Надо загуглить - порылся бы с удовольствием. Кстати, слышал, что у вас новый музей Бетховена недавно открылся - не посещали?

Что касается рукописей, полностью с Вами согласен. При виде - просто восторг от того, что это вот рукой Брамсика написано, а вот этими чернилами дышал Бетховен. Но разумеется, рукопись сама по себе как физический объект - не произведение искусства. Думаю, что музыковедам рыться в рукописях должно быть суперинтересно. Там же виден ход мысли: что вычеркнуто, что добавлено, исправлено и так далее. Но это нужно разбираться. Простым смертным, как я, остается довольствоваться сугубо визуальным эффектом и его воздействием на воображение.


Вас запросто можно дразнить, Вы же в Вашингтоне и у Вас тоже много чего интересного есть и посмотреть и послушать.)

Музей Бетховена - это новый "дом-музей", одна из локаций, где он в Вене жил. Я не большой любитель домов-музеев, поэтому туда еще не дошла. http://www.wienmuseum.at/en/locations/beethoven-museum.html
это очередная часть "музея города вены", куда входят еще пару обхектов связанных с Бетховеным, дом шуберта, дом Моцарта и т.п.

а вот дигитальный архив автрийской национальной библиотеки на редкость хорош был всегда и они его дополняют регулярно.
вот реквием
https://search.onb.ac.at/primo_library/libweb/action/display.do?elementId=2&frbg=&frbrVersion=&indx=3&fn=search&tabs=detailsTab&vl(1UI0)=contains&dscnt=0&recIds=ONB_alma21299356990003338&scp.scps=scope:(ONB_musikhandschrift)&displayMode=full&tb=t&mode=Basic&vid=ONB&renderMode=poppedOut&ct=display&recIdxs=2&tab=onb_hanna&srt=rank&doc=ONB_alma21299356990003338&dum=true&vl(freeText0)=Mozart%20Requiem&dstmp=1520870672385&vid=ONB&backFromPreferences=true

а вообще Вам конечно надо как-нибудь сюда на пару недель. Если уж прилетите, то сразу и в Зальцбург заодно.
Я Вам список музакальных мест помогу составить.)

Но спешить не обязательно, меньше музыкальных мест, по счастью, не становится, даже новые открываются.)

Ооо, спасибо огромное за ссылку на онлайн-архив! Супер! Буду рыться на досуге. Все эти сокровища будут, конечно, общедоступны в скором времени. И это радует.

Про новый музей Бетховена понятно. Казалось бы, в Вене новый музыкальный музей! Но, наверное, такого добра много не бывает.

В Зальцбурге я как раз был не так уж давно. Ездил на день из Мюнхена. А вот Вена, да. В моей будущей венской поездке запланировано "паломничество" по малеровским хижинам. Это моя "мечта идиота".

в он-*лайн каталоге у них теперь похоже все в кучу - и библиотечный каталог для заказа книг и он-лайн там же. кроме того, он "скачет" с английского обратно на немецкий часто.
если искать музыкальные рукописи, то сразу идите сюда:
https://search.onb.ac.at/primo_library/libweb/action/search.do?vid=ONB&mode=Basic&tab=onb_hanna&dscnt=0&scp.scps=scope:(onb_musikhandschrift)&dstmp=1520871806064&vid=ONB&backFromPreferences=true

и в поисковой строке пишите что ищите. вывлится все на эту тему. слева фильтровать. справа то, что имеет мини-картинку, то доступно он-лайн.

Спасибо! Уже листаю наброски к Четвертой Малера :)
Довольно удобно сделано. Базовый немецкий меня не пугает.

enjoy, как у Вас говориться.
Если что непонятно, спрашивайте. я всегда с удовольствием, мне самой все интересно.)

кстати, вот красткая памятка любителям музыки, приезжающим в Вену:
https://www.wien.info/en/music-stage-shows/city-of-music/musicians-memorials

На удивление, там далеко не все.
сразу добавляются
- Haus der Musik (дом музыки)
- Musikverein - там помимо концертов, экскурсия очень приятная днем, плюс они иногда выставки собственных архивов делают, например, все тех же рукописей и проч. у них и своя картинная мини-галерейка есть, с портретами.
- опера
- театральный музей. там тоже очень много чего с музыкой связано и часто бывают выставки, посвященные музыке и музыкантам.
- Beethoven frieze Климта, то что от него осталось, в Сецессионе. Все равно я считаю, что это к Бетховену относится.
- другие тематические выставки.

Был на этом сайте неоднократно :) Спасибо за дополнения! Я когда в Вену наконец соберусь, обязательно к Вам обращусь за советами.

Кстати, хотел спросить вот о чем. Реально ли приобрести билеты, скажем, на венских филармоников, если нет абонемента? Например, за пару месяцев перед концертом, на "рядовую", невыпендрежную программу.

Венские филармоники - никогда не рядовая программа.
абонементные концерты бывают только по абонементам.
остальные (как правило, дополнения к абонементным) - в зависимости от дирижера. а они с "рядовыми" дирижерами тоже не играют. так что билеты на них каждый раз сложная тема.
билеты поступают в продажу (он-лайн + телефон одновременно) за 2 месяца до концерта для "любителей общества любителей музыки" (те кто клубную карточку оплачивает). и через неделю после этого для всех остальных.
я была этим самым "любителем" с карточкой несколько лет подряд, поэтому в 9 утра ровно в первый день продажи билетов мне удавалось купить что-то, даже на совсем больших дирижеров - Тилеман, Янсонс, Мета, Баренбойм и др.
Но я не знаю, можно ли купить что-то после недели "любителей" с карточками.
В этом году у меня пауза. дальше не знаю как будет.
это означает, если у вас будут планы - сразу же пишите в личку, будем смотреть, что можно с этим сделать. за 2 месяца минимум.

из хороших новостей - венские филармоники, теже самые люди, в лучшем составе играют каждый день (почти) в венской опере. там их можно послушать тоже, правда, оперу.

так же многие из них имеют свои камерные ансамбли (квартеты, трио и т.п.) и они играют так же регулярно, в том же музикферайне, но в зале Брамса.

Спасибо за подробный ответ! Значит, есть концерты только для владельцев абонементов, а есть (теоретически) для "простых смертных". Понятно.

Под "рядовой программой" я имел в виду что-то в этом роде: https://www.wienerphilharmoniker.at/concerts/concert-detail/event-id/9761 То есть я, конечно, люблю и Сакари Орамо и Соль Габетту (и имел удовольствие слышать обоих живьем), но не вижу давящейся толпы людей на эту программу. Впрочем, может быть, в Вене на все толпа :)

Обязательно напишу, когда будут конкретные планы. Но вообще, похоже, что Венских проще будет поймать в Вашингтоне или Нью-Йорке, чем в Вене :)

решила Вас окончательно замучить.

вспомнилось из хороших новостей. перед концертом почти на все можно купить с рук билеты. не гарантировано, конечно. но на очень многое даже из "парадного". цена падает по мере приближения начала.

Никаких мучений - куча полезной информации!

Не хотелось бы, конечно, поощрять спекулянтов. На самом деле, я не из тех "сумасшедших", кто готов выложить огромные деньги за "парадный" (или обыкновенный) концерт. Венские фили очень круты, спору нет, но есть и другие прекрасные оркестры, которые более доступны и порой предлагают чрезвычайно интересные программы. То есть убиваться по поводу билетов я не стану и сильной боли не испытаю из-за их вероятного отсутствия :)

Ваш лайфхак по поводу камерных ансамблей очень полезен. Как раз недавно слушал Камерату Концертгебау, из той же серии коллектив.


еще подумала.
возможный вариант - венские фили играют не только в музикферайне и даже не только в опере, но и в концерт-хаусе https://konzerthaus.at. великолепный классический концертный зал, поздний классицизм, прекрасная аккустика. если они будут играть там, тоже надо идти обязательно.
глянула, они там с Соль Габеттой играют 14 апреля и все еще есть билеты (!я в шоке слегка! не ожидала). а в июне они там с Гаранчей, она песни малера поет. и тоже есть билеты. правда, тут в обоих случаях дирижеры неизвестные. зато билеты есть.

из камерных я сама давно собираюсь на KÜCHL QUARTETT https://www.rainerkuechl.com/kuechlquartett
Райнер Кюхль год назад на пенсию вышел из оркестра. до этого он был не знаю сколько десятилетий главным концертмейстером венских филей. еще при караяне и бернстайне. прекрасный музыкант. у него честно заслуженная "страдивари" из австр. библиотеки. я вот когда начну наконец на квартеты ходить, этот обязательно послушаю. пока он квартет не распустил.

Это обнадеживает! Сакари Орамо (с Габеттой) - хороший дирижер. Паяре (с Малером) - муж Алисы Вайлерстайн - мне не очень нравится как дирижер, хотя я его лишь один раз слышал.

Вот, значит Вам "положено" минимум 3 концерта в Вене - МУзикферайн "золотой зал" -
крупное симфоническое, или концерт с солистом, Музикферайн "зал Брамсика" с камерной музыкой, Концертхаус с Венскими филями.

Как Вы отлично придумали! Согласен на три концерта! :)

С ума сойти. Здорово как. А кто такие Patrons?

Да, действительно здорово! Всех посетителей концерта/спектакля в Америке забавно называют patrons :) В подобающем контексте также может означать спонсоров, оказывающих финансовую или любую другую поддержку, или подписчиков (владельцев концертных абонементов). А где Вы их разглядели?

Ах вот как. В программе концерта. All Patrons should switch off their cell-phones etc.

Да-да, это как раз классический пример использования такого обращения.

  • 1