?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Шехерезады
BAG
bgershman
Концерт из двух Шехерезад представил сегодня Балтиморский симфонический оркестр под руководством Марин Алсоп (наконец-то, а то я в последнее время попадаю только на приглашенных или запасных дирижеров). Очень в тему ко вчерашнему международному женскому дню!

Первая Шехерезада – разумеется, всеми любимое сочинение Римского нашего Корсакова – прозвучала (отменно) во втором отделении. Но пришёл я сегодня скорее ради второй Шехерезады, а точнее, "Шехерезады номер 2" моего любимого живого композитора Джона Адамса. Это сочинение, которое лишь заглавной героиней напоминает о первой Шехерезаде, было закончено в 2015-ом году, и я давно хотел его услышать, но никак не удавалось. Спасибо Марин Алсоп!

Адамс, известный феминист, изначально воодушевился историей самой известной Шехерезады, но в результате написал свой концерт скорее о Шехерезаде 21-го века. Точнее о шехерезадах, всех тех женщинам на востоке и по всему свету, которые до сих пор подвергаются насилию, угнетению и всяческим несправедливостям. В отличие от Римского, где Шехерезада хоть и наделена скрипичным "голосом", но остаётся в тени оркестра, у Адамса вышел полноценный скрипичный концерт. Написан он для и в сотрудничестве с Лейлой Джозефовиц, замечательной скрипачкой, специализирующейся на современной музыке (я уже дважды видел ее в действии, с Адамсом и Салоненом). Лейла и сегодня солировала в "своём" концерте. Шехерезада 21-го века многогранна: наравне с лирикой и тонкой красотой стороной искусной рассказчицы из "Тысячи и одной ночи" скрипка Лейлы проецирует силу, энергию, решительность и независимость. Неслучайно последняя часть концерта называется Escape, Flight, Sanctuary: Шехерезада Адамса не просто выживает, чтобы остаться женой жестокого султана, а готовит побег!



Концерт Адамса мне понравился. Интересное, красочное, вдохновенное сочинение. Хотя в нем слышатся отголоски первого скрипичного, общего в целом довольно мало. Очень оригинально сочетание гонгов разных размеров и цимбал (редко когда услышишь и увидишь эти инструменты). Кстати, буквально на днях состоялась премьера нового фортепианного концерта Адамса Must the Devil Have All the Good Tunes? (в один день с премьерой нового концерта Адеса), и NYT даже разродилась статьей. Пиши, Джон, не останавливайся!


  • 1
Как-то не пошла у меня "новая" Шехерезада. Вроде есть симпатичные места, но в целом какая-то она пустая, многословная и нервозная. Бледная тень Первого скрипичного концерта Шимановского. У него, кстати, тож есть "Шехерезада", только для фортепиано. И у Равеля есть "Шехерезада" для голоса с оркестром - тоже гениально.

Равелевскую слышал, а Шимановского - нет. Есть такие истории, которые вдохновляют целые поколения художников и композиторов.

И писателей (Лермонтов, например). Восточный флёр всегда был притягателен. Принято считать, что Восток содержит много тайн и загадок.

Edited at 2019-03-10 04:46 pm (UTC)

Это да, но некоторые истории и без восточного флера оказались притягательными. "Пеллеас и Мелизанда", "Ромео и Джульетта", "Дон Жуан" и т.д.

Неплохая музыка.

  • 1