?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Иерусалимский квартет
BAG
bgershman
Из-за нездоровья моего малыша пришлось среди прочего пропустить все концерты за прошедший месяц. Но сегодня вечером для поддержания собственного ментального тонуса решил я все-таки выбраться на несколько часов из-под "домашнего ареста" в библиотеку Конгресса, на концерт Иерусалимского квартета. Программа такая: ля-мажорный Бетховен 18/5, Равель и Третий Шостакович.

Ранний квартет Бетховена я услышал впервые (по крайней мере, сознательно). Симпатичный. Как бы ещё существенно гайдно-моцартовский, но уже сильно обетховенный.

Квартет Равеля я, напротив, знаю очень хорошо. Он у меня исторически идёт в паре с Дебюсси, отчасти благодаря прекрасной записи Эбенового квартета (там ещё Форе третьим; Янник Незе-Сеген рекомендует эту пластинку в своём свежем "кошачьем" плейлисте), а отчасти в силу структурной и музыкальной близости этих двух сочинений. Мастерская вещь, конечно, как и все у Равеля. Кстати, квартет посвящён Форе, учителю Равеля, которому, оказывается, не понравился финал (почему же, дедушка Габриэль?). Зато Дебюсси был фанатом и в письме призывал младшего коллегу ничего не менять. Иерусалимцы отыграли Равеля ну очень (слишком?) бодро, особенно первые две части.

Главным подарком вечера стал, безусловно, Третий квартет Шостаковича. В потрясающем исполнении, как говорится, с душой. Даже подумалось, что Равеля ребята отыграли все-таки в полсилы, раз на такого Шостаковича способны. Гениальная вещь, которую давно не переслушивал (вероятно, со времен цикла в галерее Филлипса). Дичайший (as in savage) квартет, ещё без безысходности последних, но её предвещающий. Скерцо сегодня было оглушительно громким, courtesy of Jerusalem Quartet. Молодцы (с ударением на любое о): Александр Павловский, Сергей Бреслер, Кирилл Злотников и Ори Кам.



  • 1
И как малыш сейчас?
***
Меня всегда умиляет, когда говорят "гайдно-моцартовский". На самом деле, хоть Моцарт и говорил, что учился у Гайдна писать квартеты (и это правда!), его квартетный стиль не имеет с Гайдном почти ничего общего. Даже несмотря на тематические пересечения.
Что касается Пятого квартета Бетховена, то он, видимо, был вдохновлен моцартовским квартетом A-dur (K. 464), который высоко ценил и который очень смел для своего времени, особенно полифонический финал.
А Третий ДДШ - сильная штука. Пожалуй, это первый его действительно значительный квартет.

Я считаю Второй Квартет ДДШ выдающимся произведением. Здесь наши взгляды расходятся, но это уже давно известно. :) Кстати, у "Иерусалимцев" есть видео-запись этого Квартета на Тюбике - мощно играют.

Гайдно-моцартовский - я думаю, Борис имел в виду венский классицизм как стиль. Моцарт и Гайдн, конечно, совершенно разные - и в квартетах, и во всем остальном.

Репертуар на самом деле подзаезженный. Уж сколько играли Квартет Равеля - великий, гениальный, конечно, но подзатертый. У Бетховена значительные квартеты начинаются с квартетов Разумовского. Мало играют 9-й, например, а там такая роскошная медленная часть. А ДДШ - почему бы не взять Пятый, Девятый квартеты?..

Недавно переслушал 2-й квартет ДДШ. И опять мимо.
Насчет Бетховена я не согласен. В квартетах опуса 18 есть очень значительные вещи: уже Первый (на самом деле хронологически третий, кажется); Шестой, Четвертый.
Более поздние квартеты ДДШ, видимо, гораздо сложнее и для исполнителей и для слушателей.

Неужели и поначалу зловеще изысканный вальс, который потом разрастается до ужасов истерии, мимо? По-моему, это его одна из его лучших квартетных страниц.

В Первом - очень значительна вторая часть. Да, это я подзабыл. Давно не возвращался к op.18.


Нет, там есть яркие страницы, не спорю. Но в целом это сочинение остается для меня невнятным.

Странно. Ну, ладно.

По поводу Бетховена - мое эссе об op.18. Я поначалу хотел написать обо всех квартетах, которые тогда последовательно слушал, но, как и многие другие задумки, осуществить этот замысел не удалось.

https://mendelbookinist.livejournal.com/93720.html

Да, вспомнил эту запись.

Мне кажется, что для слушателей Третий как раз сложнее, скажем, 4/6/7/8/10 квартетов. Но это субъективно.

Согласен, что Второй квартет выдающийся, но Третий немного больше люблю. Равель, да, подзаезженный, но Третий Шостаковича и 18/5 Бетховена, как мне кажется, не так часто звучат живьем.

Я Третий у нас нередко видел в афишах. Я считаю, что нужно популяризировать Второй, Пятый, Девятый, Одиннадцатый, Двенадцатый квартеты, они незаслуженно редко звучат.

Спасибо. С малышом ситуация непростая, но здесь у нас беззаботная музыкальная территория!

По поводу "гайдно-моцартовского", как точно написал наш друг ниже, я имел в виду хронологическую музыкальную близость раннего бетховенского квартета к этим мастерам. Мне кажется, влияние обоих, особенно Моцарта (Вы совершенно точно написали о К. 464), на это сочинение заметно. И это еще не совсем тот Бетховен, который лично мне близок, но безусловно, в этом квартете немало интересного.


В молодости я вообще 5 квартет не воспринимал. Не умел слушать полифонию.
Конечно, рывок Бетховен сделал в квартетах op. 59. Это такой же прорыв в жанре, как моцартовские квартеты, посвященные Гайдну. Последние были настолько сложны, что даже профессионалы не могли их сыграть с листа.

Да, "Разумовские" - это водораздел.

С Седьмого квартета он начал и форму ломать, по сути.

Здоровья малышу!

Edited at 2019-04-13 04:02 pm (UTC)

Квартет Равеля я люблю, но не слушал очень давно, а 3-й Шостаковича слушал как раз недавно живьём. 2-й тоже очень ценю. А вот снисходительного отношения к квартетам Бетховена Ор. 18 я не понимаю и категорически не разделяю. Во-первых, в них Бетховен как раз уже вовсю Бетховен, ни с кем не перепутаешь, и во-вторых они все (все шесть!) гениальны, каждый по-своему. И было бы заблуждением ждать от них того же, чего мы ждём от его более поздних сочинений, но это ещё не повод их принижать.
P.S. Вашему малышу здоровья, а Вам спокойствия!

Спасибо. Нет-нет, я ничего не принижаю, уж куда мне... Я впервые сознательно этот квартет прослушал и просто передаю первые ощущения. Если бы не знал композитора, мог бы запросто и Моцарта заподозрить. С "послеразумовскими" квартетами такого бы, пожалуй, никогда не случилось.

Мне очень нравится, как они играют!
Как раз учу Брамса ( оп.51 н.2) по их исполнению...
Желаю всем здоровья!!

Спасибо! Да, хорошие ребята.

  • 1