?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Трио мэтров
BAG
bgershman
Так выпали карты, что на этой неделе слушаю исключительно знаменитостей в составе камерных ансамблей (если удастся, ещё и в субботу услышу). На этот раз k было равно трём: любимцы американской публики Джошуа Белл и Джереми Денк и любимец британской публики и всех-всех-всех Стивен Иссерлис. Каждого я уже слышал живьём по отдельности, но не знал, что они и вместе выступают, объединившись в новое супертрио. Сразу хочу раскрыть амбициозную, хоть и популярную программу, которая, кажется, была подобрана так, чтобы угодить всем. Первое отделение: Первый Мендельсон и Второй Шостакович. Второе отделение: Первый Рахманинов и Равель. Неплохо ведь!

Трио Мендельсона, пожалуй, одно из моих любимых его сочинений. Все там аккуратненько и органично и при этом цепляет. Прям доволен собой, что могу в этот раз искренне похвалить музыку Мендельсона. Но вот потом началось трио Шостаковича и, конечно, Мендельсон выветрился мгновенно. Протяжная, чуть скрежещущая, жалобная мелодия виолончели – и Мендельсон в нокауте. Конечно, музыка ДДШ (для меня) – это совсем иное эмоциональное переживание, и сравнивать её с Мендельсоном не совсем корректно. Тем не менее, ошарашенному в который раз музыкой Второго трио, подумалось мне, что Мендельсон здесь разве что в качестве успокоительного годится. И все-таки apples to oranges, если быть объективным.

Второе отделение концерта, если не по музыке, то по структуре получилось параллельным первому. Коротенькое трио Рахманинова в вакууме вроде не лишено приятностей, но полностью меркнет на фоне настоящего шедевра, коим является трио равелевское. Интересно, что трио ДДШ было написано во время Второй войны, а трио Равеля окончено во время Первой. Совпадение. Кстати, пожалуй впервые наблюдал нескрываемое (разве что искусственной улыбкой) недоумение музыкантов по поводу количества кашля между частями произведений. С божественной Пассакальей Равеля совсем заметно получилось: Джереми только занес руку, чтобы произвести первую ноту, но чей-то чих заставил его руку опустить. Даже головой чуть покачал.



Исполнение было просто изумительное, первоклассное, без слабых звеньев. Джошуа Белл, которого я раньше недолюбливал, заматерел и был в ударе, как и его партнёры по трио. Прям электричество, и точно одно из лучших впечатлений концертного года. Если приметите это трио в ваших окрестностях, обязательно идите.


  • 1
Спасибо за отзыв. С вашей легкой руки купила уже три серии концертов в разных местах и еще жду, когда четвертую "очередь" можно будет купить. Это в дополнение к трем абонементам, которые у меня уже были. Собиралась обстоятельнее написать, но нахожусь под впечатлением от собственной предприимчивости :)

Edited at 2019-05-03 02:52 am (UTC)

Пожалуйста (если они будут в НЙ, обязательно идите). Рад, что Вы "запасаетесь" билетами - так и надо, агрессивный коммитмент :) жду впечатлений.

Впечатлений много. Приходится "дорабатывать" до и после концерта. Писать не всегда легко, а обсудить сразу очень желательно. Иногда на концерте спонтанно получается. Бывает очень интересно. Коммитмент агр-р-рессивный по необходимости, чтобы согласовать расписание, которое может накладываться.

Да, я Вас понимаю. Я люблю концерты, когда хочется "дорабатывать" с чем-то впервые услышанным.

Я в свое время купил с Бэллом Третий концерт Сен-Санса, Поэму Шоссона и что-то еще, но оценить его игру по достоинству не смог. Вроде все хорошо, а вроде - и в пустоту. Может, действительно заматерел со временем.

Трио Равеля для меня так и осталось непревзойденным с Рихтером, Каганом и Гутман.

Edited at 2019-05-03 09:50 am (UTC)

Вот и я раньше Белла не любил и даже перестал пробовать. А, оказывается, зря!
Да, эта запись Равеля великолепна. Новая версия с братьями Капюсонами тоже хорошая.

С Капюсонами рекомендую Вам послушать Сонату для скрипки и виолончели, если еще не слушали.

Слышал, конечно. Они ж там все на одном альбоме, сонаты и трио.

Трио Равеля что-то совсем не помню. Надо послушать. А про Шостаковича что говорить? Всё сказано.

Для освежения памяти рекомендую либо классическую запись Рихтер/Каган/Гутман, либо новую с Капюсонами. Но даже и та, которую я впопыхах схватил и вставил выше (Joachim Trio), неплохая оказалась.

Кажется, у меня есть запись с Beaux Arts Trio.

Думаю, что тоже сойдет.

Нет, я ошибся. Но прослушал Рихтера со товарищи.

Прослушал с Рихтером, Каганом и Гутман. Прекрасное сочинение!

:) Слушал и вспоминал Францию. Отчасти Испанию (2-я часть).

Очень правильные у Вас ассоциации. Равель писал это трио в маленьком баскском городке на юго-западе Франции, а первую часть трио сам называл баскской по колориту. Баски поделены между Францией и Испанией, так что все верно :)

Страну басков мы проезжали на автобусе, когда ехали позапрошлым летом из Сантандера в Барселону. В Бильбао была остановка. Конечно, ничего толком не видели.

Одно из его наиболее мрачных и драматических произведений (Равеля).

Как-то я не воспринял его как мрачное. Но драматично, даже героично иногда.

Мне это трио тоже не кажется мрачным.

Мощная программа. Трио Мендельсона изумительное, но да, рядом с Шостаковичем всё меркнет. А трио Равеля, конечно, одно из лучших, по крайней мере, в ХХ в.
С Беллом я слушал когда-то в Большом зале Консерватории концерт то ли Брамса, то ли Бетховена. Было неплохо, но вряд ли более того.

Я Белла раньше слышал с концертом Чайковского и тоже не был впечатлен. Возможно, он именно в камерной музыке больше сияет.

Ну, может быть, слово "мрачно" - некоторое преувеличение, но темные краски в этом Трио присутствуют - например, уход фортепиано в бас в первой части. Да и тема Пассакалии довольно интроспективна. Понятно, что сумрак Равеля невозможно сравнивать с сумраком Шостаковича или Рахманинова (у которого основное трио все же - Второе). Однако в разрезе творчества Равеля это Трио все же выделяется своей сумрачностью. На мой взгляд, конечно. Рихтер, Каган и Гутман так и играют - с надрывом.

Согласен, что темные краски присутствуют, но в целом не доминируют. Ну и, разумеется, "сумрак" и "надрыв" у Равеля - не то, что у Шостаковича.

Я Вам даже больше скажу: я воспринимаю кульманицаию Пасскальи как проявление трагического. Но опять-таки в равелевском контексте.

  • 1