?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Загородный пр. 28, кв. 39
BAG
bgershman
По этому адресу в г. Санкт-Петербурге с осени 1893 года и до конца своей жизни проживал Николай Андреевич Римский-Корсаков. 27 декабря 1971 года здесь открылся мемориальный музей. Оказавшись в Петербурге в самом конце прошлого года, я решил зайти в гости.

107.02 КБ

Пробравшись по заснеженным питерским улицам в глубь двора по Загородному проспекту 28, я оказался у входа в музей. Внешний вид исторического дома, как видите, оставляет желать много лучшего.

73.55 КБ

Кажется, моему утреннему визиту в то воскресенье очень удивились. Сотрудник музея, сидевший на входе, поинтересовался, не больной иностранец ли я. Купив билет и право на фотосъемку (заранее извиняюсь за качество фотографий), я пошел в сторону прихожей.

Эта первая комната служит своеобразным введением в биографию и творчество Римского-Корсакова. На одной из стен висят фотопортреты представителей Новой русской музыкальной школы и придумавшего название "могучая кучка" критика Стасова.

48.17 КБ
Слева направо, сверху вниз: Владимир Стасов, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Александр Бородин

Композиционный центр комнаты составляет копия портрета композитора кисти Валентина Серова (1898 год). До кабинета, изображенного на картине, мы скоро доберемся.
20.59 КБ
 
На витринах в прихожей представлены любопытные вещи. Наброски к (так и не написанной) опере "Стенька Разин", партитура оперы "Кащей Бессмертный" в немецком издании, удлиняющем имя заглавного героя в два раза с лишним (Kaschtschei der Unsterbliche), и конверт, адресованный "его Высокородию" Федору Ивановичу Шаляпину.
 
43.35 КБ

В 1905 году порядка ста студентов Петербургской Консерватории были отчислены за участие в революционных действиях. Римский-Корсаков выступил в защиту студентов, за что был уволен с профессорской должности. Это вызвало волну негодования со стороны друзей и коллег композитора. Некоторые профессора Консерватории, включая Глазунова и Лядова, покинули свой пост в знак протеста. К декабрю 1905 года, после смены руководства Консерватории, Римский-Корсаков вернулся к преподавательской деятельности. Газетные вырезки напоминают о событиях революционного года.
 
13.63 КБ       14.56 КБ

Еще несколько вещей: очки с синими линзами, фотография Римского-Корсакова за роялем в гостиной, золотое перо, подаренное композитору в день премьеры его оперы "Майская ночь", рукопись романса "Анчар" на стихи Пушкина с посвящением басу Мариинского театра Федору Игнатьевичу Стравинскому, отцу Игоря Стравинского.
 
59.15 КБ

Далее любезнейшая сотрудница музея, пояснив, что вообще-то обычно сюда приходят группами и на экскурсию, отодвинула заграждение, и я проследовал в рабочий кабинет Николая Андреевича.

74.84 КБ

Из музейного описания комнаты:

Рабочий день композитора начинался в 9 часов утра в этом кабинете. Здесь были написаны 11 опер, среди них: "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок"; около 50 романсов, автобиографический труд "Летопись моей музыкальной жизни". У Николая Андреевича был исключительный музыкальный слух, и он всегда сочинял музыку за письменным столом (на фото справа) без рояля.
В часы работы стол был завален листами новых партитур, корректурами. В 12 часов Николай Андреевич вставал, наводил образцовый порядок, шел завтракать и уезжал в Консерваторию. После обеда он снова возвращался в кабинет, переписывал набело утренние черновики, писал письма, работал с либреттистами. И так до поздней ночи.
За другим столом (на фото слева) работала его жена Надежда Николаевна. Она правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер.

Над столом Надежды Николаевны висят портреты Людвига ван Бетховена, Льва Толстого (на фото загорожен шкафом) и Николая Андреевича. Над рабочим столом Римского-Корсакова – портеты Михаила Глинки и Рихарда Вагнера.

Обстановка кабинета воссоздана до мелочей. Все, как было в последние годы жизни композитора: семейные портреты на столе Николая Андреевича, дорожные часы, завещанные ему матерью, майоликовая пепельница в виде дракона, настольная лампа.

88.89 КБ

На столе под стеклом – рукопись оперы "Золотой петушок".

85.33 КБ

Слева от стола Надежды Николаевны расположен книжный шкаф, на котором стоит бюст нотного издателя и основателя Русских симфонических концертов Митрофана Беляева. В углу комнаты, слева от шкафа – столик. На нем фотография одного из консерваторских выпусков и тяжеленный фотоальбом – подарок преподавателю от выпускников.

46.65 КБ     44.21 КБ

Из кабинета пройдем в гостиную.

65.37 КБ

Главное украшение гостиной – рояль фирмы "Беккер", клавиш которого касались пальцы Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Игоря Стравинского, Александра Глазунова и, конечно, самого хозяина.

70.50 КБ
 
Следующая комната – столовая. На стенах столовой живописные портреты предков Римского-Корсакова – он принадлежал к древнему дворянскому роду, известному в России с конца XIV века.

26.97 КБ     32.21 КБ

Рано утром Николай Андреевич появлялся в столовой. Прежде чем приняться за работу, он сам варил себе кофе в спиртовом кофейнике. Проходя через гостиную, на секунду задерживался у рояля, чтобы взять аккорд в нужной тональности, и спешил в кабинет.
К 12 часам вся семья ждала его к завтраку. Во главе стола занимала место Надежда Николаевна, справа от нее – Николай Андреевич. Так стоят их приборы и сейчас.

63.80 КБ

Последняя комната квартиры была реконструирована. Теперь там небольшой концертный зал, в котором регулярно проводятся камерные концерты.

72.44 КБ

– Ну вот, один посетитель за сегодня у нас уже побывал, – грустно-радостно сказала одна из сотрудниц музея другой.
На выходе я приобрел буклет, тираж которого не распродан с 1989 года, и, довольный, побрел в сторону Невского.

В качестве музыкального приложения к рассказу предлагаю две сцены из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" – "Свадебный поезд" и "Сеча при Керженце". Исполняет Российский национальный оркестр, дир. Михаил Плетнев, запись от 19 Сентября 2008 года из БЗК (нажава вторую кнопочку справа, можно посмотреть видео).


  • 1
Kaschtschei der Unsterbliche -- vot eto superrr!

Ага, немецкий, он такой)

Спасибо! Очень здорово получилось!

Спасибо на добром слове.

Очень интересно, большое спасибо!
Я, к сожалению, не очень глубоко знаком с творчеством Римского-Корсакова, и из его биографии знаю, пожалуй, только о консерваторской истории 1905 г.

  • 1