?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Шостакович-15: День 1
BAG
bgershman
Вот и завершился первый полумарафон из восьми квартетов Шостаковича. Отважные ребята из Carducci Quartet гастролируют по всему миру, представляя серию всех квартетов в год сорокалетия со дня смерти великого композитора. Узнал я об этой затее в Лондоне, где Carducci отыграли все пятнадцать квартетов в один день, 8-го августа, при свечах театра Сэма Уонамейкера, сиамского близнеца шекспировского Глобуса. На тот концерт я не попал по ряду обстоятельств, однако, зная, что завершается турне в ноябре в Вашингтоне, я просто пометил свой календарь и ждал с нетерпением.

И вот сегодня настал день первый. В отличие от лондонской авантюры, вашингтонский цикл ребята разбили на два воскресенья, 15 и 22 ноября, дабы поберечь как себя, так и слушателей. Проходят концерты в музыкальной комнате нашей замечательной галереи Phillips Collection. Итак, знакомьтесь, Carducci Quartet: Мэтью Дэнтон (первая скрипка), его жена Эмма Дэнтон (виолончель), Оуэн Шмидт-Мартин (альт) и Мишель Флеминг (вторая скрипка). Полные жизненной энергии прекрасные молодые музыканты.



По тому, с каким азартом начался Первый квартет (1938), было ясно, что воскресенье пройдет отлично. На одном дыхании ребята отыграли этот легкий, прозрачный первый опус Шостаковича в жанре струнного квартета. По окончании Мэтью поприветствовал публику и пошутил, что, вот, разделались с одним-единственным легким/светлым ("the light one"), намекая на то, что дальше будет мрачнее. И действительно, Первый квартет отличается от последующих, будто композитор здесь лишь прицеливается, разминается. Как писал Шостакович в письме Соллертинскому в присущей ему манере: "Закончил свой квартет, начало которого я тебе играл. В процессе сочинения перестроился на ходу. 1-я часть стала последней, последняя первой. Всех частей 4. Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо. Это надо уметь". Ну разве не прелесть. Позволю себе скромно не согласиться с автором: вышло очень даже хорошо.

По сравнению с первым опытом, Второй квартет (1944) поражает своим почти симфоническим размахом и серьёзной сменой настроения. С Первого квартета прошло 6 лет. Вторая задумчивая часть – речитатив и романс – завораживает, а острый и чуть ироничный трагический финал подробно разъясняет свежему слушателю, что имел в виду Мэтью в своём комментарии из предыдущего параграфа.

Третий квартет (1946) совершенно гениален. Я давно его не слушал и был вновь поражён эмоциональному воздействию этой музыки. Третий содержит первое жесткое, агрессивное скерцо в квартетной музыке Шостаковича. Это предвестник того, что мы услышим позже в Седьмом, Восьмом, Десятом. Следующее за скерцо Адажио методично выжимает слезы и добивает сильнейшей кульминацией – тут уж даже самый бессердечный крепкий орешек расколется. Кстати, такая же связка (жесткое скерцо + трогательная медленная часть) повторится в Десятом квартете. Как рассказывает Венди Лессер в своей книге (со слов участников квартета имени Бетховена, которому Третий посвящён), репетиция этого произведения в присутствии композитора довела последнего до слез.

Четвертый квартет (1949) – один из моих самых любимых. Его начало удивительно: это лучшая музыкальная иллюстрация концепции локальной стабильности. Квартет начинается "нормально", в тональном равновесии, но затем "расползается", будто заблудившись. Погуляв в диссонансной окрестности и напугав слушателя своим блужданием, квартет тем не менее возвращается от хаоса к норме. Как и в Третьем квартете, в Четвёртом потрясающей красоты медленная часть. Мэтью отыграл соло просто чудесно и плавно, нежно и аккуратно соединил свою мелодию с линией жены-виолончели.

После первых четырёх квартетов нам дали обеденный перерыв длиной в час, благо в районе Dupont Circle есть где по-быстрому закусить. Перед началом второй части я даже успел навестить своих любимых Клее вокруг музыкальной комнаты.

Пятый квартет (1952), пожалуй, в целом самый сложный для восприятия из всей сегодняшней программы. В нем часто не за что ухом зацепиться, не на что облокотиться, и в результате появляется ощущение некоторой растерянности. Зато вслед за Пятым пришёл кристально прозрачный Шестой (1956), который также входит в мой топ квартетов. Шестой, в котором забавно все части заканчиваются одинаковым образом, полон осторожного оптимизма и весьма романтичен, в той мере, в которой эта характеристика применима к музыке Шостаковича (по-моему, вполне применима). Особенно прекрасны его последние две части.

Короткий Седьмой квартет (1960), посвящённый памяти Нины Варзар, первой жены Шостаковича, возвращает замечтавшегося было слушателя на землю. Мрачная и довольно депрессивная, лаконичная музыка готовит нас к поздним квартетам Шостаковича. Наконец, завершился сегодняшний полумарафон знаменитым Восьмым квартетом (1960), с его навязчивой монограммой DSCH, сумасшедшим скерцо и вереницей цитат из собственных и чужих произведений. Квартет, официально посвящённый памяти жертв фашизма и войны, в мыслях автора мог носить совершенно другой подзаголовок: "Посвящается памяти композитора этого квартета". По крайней мере так он писал Исааку Гликману. В том же письме Шостакович сообщает: "Получилась симпатичная смесь. Этот квартет наполнен таким кажущимся трагизмом, что при его написании я пролил столько слез, сколько вылилось бы влаги после полдюжины бокалов выпитого пива. Приехав домой, я пробовал играть его дважды, и снова слезы наворачивались мне на глаза. Но в этот раз не потому, что он звучит как бы трагично, а от удивления, какой прекрасной завершенностью обладает его форма". Чувствительный был человек, наш Дмитрий Дмитриевич! Обратите, кстати, внимание на использование слов "кажущимся" и "как бы".



Ну вот, пора закругляться. Исполнение? Блестящее! Выше всяких моих ожиданий. Ребята из Carducci меня полностью покорили своей самоотдачей, чистой игрой, энергией и улыбками. Ироничные комментарии Мэтью и его скрипка заслуживают особой похвалы. К счастью, в следующее воскресенье мы встретимся снова и вместе завершим цикл квартетов.


  • 1
Вот это да! Завидую (завистью бело-розовой :)).
Среди №№1-8 Пятый самый сложный, но и самый значительный.

Да, Пятый сложный, но я не теряю надежды его раскусить.
А почему, интересно, Вы его считаете самым значительным?

abel Expand
bgershman Expand
abel Expand
Спасибо! Надо бы переслушать..

Пожалуйста! Это целый мир, можно переслушивать бесконечно, и каждый раз что-то новое открывается.

В коде первой части Пятого квартета идет пронзительная скрипичная тема, которая потом тянется, связуя первую часть со второй. Этот фрагмент меня сразу поразил. Так что уху вполне есть, за что зацепиться. :) Кстати, это первый квартет у него, который не имеет пауз между частями, и идея связать первую и вторую часть длинной скрипичной линией показалась мне особенно удачной.

Нужно слушать этот Квартет в исполнении первого состава бородинцев. У них вторая часть кажется заупокойной мессой, звучащей на органе.

Из других, "неявных", я бы выделил Девятый.

Edited at 2015-11-16 09:40 pm (UTC)

"Неявный" - это интересная характеристика :)
Как показывает пратика, многократное прослушивание развивает цепкость уха :)

Про Девятый квартет мы с Вами, по-моему, говорили уже. В Пятом много красивых фрагментов - и побочная первой части, и ее кода, и литургическая вторая часть... Но нужно слушать, на мой взгляд, конкретное исполнение.

Я часто прослушиваю одно и то же музыкальное произведение несколько раз подряд, это мне свойственно.

bgershman Expand
bgershman Expand
bgershman Expand
Во Втором квартете обожаю третью часть - зловещий вальс.

Мне она особенно нравится там, где перестает быть вальсом как таковым.

bgershman Expand
Как интересно!
Я обнаружила, что ещё не разу не слушала Первый Квартет (смущенно краснеет)...
А Восьмой очень люблю, конечно, особенно играть)))
Пришлось как-то играть в балетной постановке, которая называлась "Stalin dances".
При этом нас одели во фраки и посадили на крутящийся центр сцены.
И он крутился, пока мы играли, и перед нашими носами танцевал балет.
Было непросто не отвлекаться. )))

Ой, какая картина странная: во фраках на крутящейся сцене с танцорами вокруг и под Восьмой квартет... Иногда балетные люди совершенно странным образом выбирают музыку. А эта постановка весь квартет использует или отдельные части?

Квартет играли целиком. а музыкальное сопровождение спектакля было вот какое:
UA Ballett „Stalin Dances“
(mit Schostakowitsch, 8. Streichquartett / Prokofjew, 6. Klaviersonate / Chatschaturjan, Trio für Klarinette, Violine und Klavier)
кроме всего этого там ещё был блок с песнями Утёсова.
Англичанин ставил...

imb_irj Expand
bgershman Expand
imb_irj Expand
bgershman Expand
bgershman Expand
Спасибо )
С вашей легкой руки купила сейчас билет на их концерт из этой серии: завтра в НЙ будут играть 8-й и 9-й квартеты.

Прекрасно! Жаль, что только два квартета играют :)

Интересное у них вообще расписание: наш цикл разбит на два воскресенья, а между этими двумя днями они выступают в Нью-Йорке (завтра) и Монреале (послезавтра).

А я к вам в гости в конце месяца собираюсь - на Лулу (не рассказывайте мне, если уже были!) и NYPhil.

Хорошего концерта!

drakosh_a Expand
bgershman Expand
drakosh_a Expand
bgershman Expand
Спасибо за ссылку.

  • 1