Борис Гершман (bgershman) wrote,
Борис Гершман
bgershman

Categories:

Шостакович-15: День 1

Вот и завершился первый полумарафон из восьми квартетов Шостаковича. Отважные ребята из Carducci Quartet гастролируют по всему миру, представляя серию всех квартетов в год сорокалетия со дня смерти великого композитора. Узнал я об этой затее в Лондоне, где Carducci отыграли все пятнадцать квартетов в один день, 8-го августа, при свечах театра Сэма Уонамейкера, сиамского близнеца шекспировского Глобуса. На тот концерт я не попал по ряду обстоятельств, однако, зная, что завершается турне в ноябре в Вашингтоне, я просто пометил свой календарь и ждал с нетерпением.

И вот сегодня настал день первый. В отличие от лондонской авантюры, вашингтонский цикл ребята разбили на два воскресенья, 15 и 22 ноября, дабы поберечь как себя, так и слушателей. Проходят концерты в музыкальной комнате нашей замечательной галереи Phillips Collection. Итак, знакомьтесь, Carducci Quartet: Мэтью Дэнтон (первая скрипка), его жена Эмма Дэнтон (виолончель), Оуэн Шмидт-Мартин (альт) и Мишель Флеминг (вторая скрипка). Полные жизненной энергии прекрасные молодые музыканты.



По тому, с каким азартом начался Первый квартет (1938), было ясно, что воскресенье пройдет отлично. На одном дыхании ребята отыграли этот легкий, прозрачный первый опус Шостаковича в жанре струнного квартета. По окончании Мэтью поприветствовал публику и пошутил, что, вот, разделались с одним-единственным легким/светлым ("the light one"), намекая на то, что дальше будет мрачнее. И действительно, Первый квартет отличается от последующих, будто композитор здесь лишь прицеливается, разминается. Как писал Шостакович в письме Соллертинскому в присущей ему манере: "Закончил свой квартет, начало которого я тебе играл. В процессе сочинения перестроился на ходу. 1-я часть стала последней, последняя первой. Всех частей 4. Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо. Это надо уметь". Ну разве не прелесть. Позволю себе скромно не согласиться с автором: вышло очень даже хорошо.

По сравнению с первым опытом, Второй квартет (1944) поражает своим почти симфоническим размахом и серьёзной сменой настроения. С Первого квартета прошло 6 лет. Вторая задумчивая часть – речитатив и романс – завораживает, а острый и чуть ироничный трагический финал подробно разъясняет свежему слушателю, что имел в виду Мэтью в своём комментарии из предыдущего параграфа.

Третий квартет (1946) совершенно гениален. Я давно его не слушал и был вновь поражён эмоциональному воздействию этой музыки. Третий содержит первое жесткое, агрессивное скерцо в квартетной музыке Шостаковича. Это предвестник того, что мы услышим позже в Седьмом, Восьмом, Десятом. Следующее за скерцо Адажио методично выжимает слезы и добивает сильнейшей кульминацией – тут уж даже самый бессердечный крепкий орешек расколется. Кстати, такая же связка (жесткое скерцо + трогательная медленная часть) повторится в Десятом квартете. Как рассказывает Венди Лессер в своей книге (со слов участников квартета имени Бетховена, которому Третий посвящён), репетиция этого произведения в присутствии композитора довела последнего до слез.

Четвертый квартет (1949) – один из моих самых любимых. Его начало удивительно: это лучшая музыкальная иллюстрация концепции локальной стабильности. Квартет начинается "нормально", в тональном равновесии, но затем "расползается", будто заблудившись. Погуляв в диссонансной окрестности и напугав слушателя своим блужданием, квартет тем не менее возвращается от хаоса к норме. Как и в Третьем квартете, в Четвёртом потрясающей красоты медленная часть. Мэтью отыграл соло просто чудесно и плавно, нежно и аккуратно соединил свою мелодию с линией жены-виолончели.

После первых четырёх квартетов нам дали обеденный перерыв длиной в час, благо в районе Dupont Circle есть где по-быстрому закусить. Перед началом второй части я даже успел навестить своих любимых Клее вокруг музыкальной комнаты.

Пятый квартет (1952), пожалуй, в целом самый сложный для восприятия из всей сегодняшней программы. В нем часто не за что ухом зацепиться, не на что облокотиться, и в результате появляется ощущение некоторой растерянности. Зато вслед за Пятым пришёл кристально прозрачный Шестой (1956), который также входит в мой топ квартетов. Шестой, в котором забавно все части заканчиваются одинаковым образом, полон осторожного оптимизма и весьма романтичен, в той мере, в которой эта характеристика применима к музыке Шостаковича (по-моему, вполне применима). Особенно прекрасны его последние две части.

Короткий Седьмой квартет (1960), посвящённый памяти Нины Варзар, первой жены Шостаковича, возвращает замечтавшегося было слушателя на землю. Мрачная и довольно депрессивная, лаконичная музыка готовит нас к поздним квартетам Шостаковича. Наконец, завершился сегодняшний полумарафон знаменитым Восьмым квартетом (1960), с его навязчивой монограммой DSCH, сумасшедшим скерцо и вереницей цитат из собственных и чужих произведений. Квартет, официально посвящённый памяти жертв фашизма и войны, в мыслях автора мог носить совершенно другой подзаголовок: "Посвящается памяти композитора этого квартета". По крайней мере так он писал Исааку Гликману. В том же письме Шостакович сообщает: "Получилась симпатичная смесь. Этот квартет наполнен таким кажущимся трагизмом, что при его написании я пролил столько слез, сколько вылилось бы влаги после полдюжины бокалов выпитого пива. Приехав домой, я пробовал играть его дважды, и снова слезы наворачивались мне на глаза. Но в этот раз не потому, что он звучит как бы трагично, а от удивления, какой прекрасной завершенностью обладает его форма". Чувствительный был человек, наш Дмитрий Дмитриевич! Обратите, кстати, внимание на использование слов "кажущимся" и "как бы".



Ну вот, пора закругляться. Исполнение? Блестящее! Выше всяких моих ожиданий. Ребята из Carducci меня полностью покорили своей самоотдачей, чистой игрой, энергией и улыбками. Ироничные комментарии Мэтью и его скрипка заслуживают особой похвалы. К счастью, в следующее воскресенье мы встретимся снова и вместе завершим цикл квартетов.
Tags: Вашингтон, Шостакович, концерт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments