?

Log in

No account? Create an account
BAG

bgershman


Журнал о классической музыке


Previous Entry Share Next Entry
Колыбельные
BAG
bgershman
Слушаю, значит, сегодня вечером "По заросшей тропе" Яначека, отдыхаю, никому не мешаю. Приходит время моей любимой пьесы "Спокойной ночи!", которую могу по кругу слушать бесконечно. И вдруг совершенно некстати посещает меня мысль: а кто вообще из знаменитых композиторов имеет в своем активе колыбельную, ну или нечто близкое по жанру? Начал вспоминать, да так посыпалось, что решил записать. Очень даже интересно взглянуть на музыку наших гениев через такую необычную призму! По-моему, в большинстве случаев автор легко распознается.


Разумеется, первыми в голову абсолютному большинству жителей нашей планеты приходят колыбельные Брамса и Моцарта/Флиса/Фляйшмана (спасибо abel за поправку). Поставлю их первыми в коллекции.

1) В мире, пожалуй, наиболее популярна Wiegenlied Брамса.



2) А в России, конечно, "Спи моя радость, усни".



3) Весьма известна колыбельная Шопена, которая была бы еще прекраснее, если бы в ней не было так много Шопена.



4) Замечательна равелевская Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré.



5) И всеми любимая колыбельная из "Жар-птицы" Стравинского.



6) У Петра Ильича, кажется, несколько в закромах имеется. Я знаю вот эту для фортепиано.



7) "Элегию" из Третьей балетной сюиты Шостаковича часто именуют колыбельной.



Много еще чего есть, но свой короткий список закончу двумя любимчиками.

8) Колыбельная Вайнберга! Первое его нумерованное сочинение, между прочим. Прелестное наивно-экспериментальное.



9) Наконец, вдохновившая меня на этот поздний пост пьеса Яначека "Спокойной ночи!". Простая и романтичная. Особенно люблю в супермедленном темпе, как Имоджен Купер в концертной записи играет. Хотя версия Фиркушны, которую я обычно слушаю в контексте всего цикла, тоже прекрасна.



Приглашаю желающих дополнить мой список другими "классическими" колыбельными, желательно инструментальными. Всем спокойной ночи или доброго утра!

Update. Благодаря участию друзей в комментариях продолжаем список!

mendelbookinist обращает внимание на "героическую" колыбельную Дебюсси.

10) Очень любопытная и необычная штука.



Целую подборку классических колыбельных любезно предлагает grt_pretender, за что ей огромное спасибо.

11) Финская колыбельная (Kehtolaulu) от Сибелиуса.



12) Сразу две пьесы от Роберта Шумана. Колыбельная кукле.



13) И маленькая колыбельная из Albumblätter.



14) У Сати, известного своей "сонной" музыкой, также нашлись как минимум две "собственно колыбельные". Первая – в цикле Enfantillages Pittoresques.



15) Вторая – среди Trois Nouvelles Enfantines.



16) Наконец, Шуберт. "Колыбельная ручья" из цикла "Прекрасная мельничиха". Так уж и быть, включу ее в список, несмотря на вокал :) Предполагая, что наверняка имеется чисто инструментальное переложение.



Продолжим?



  • 1
Эх, а мою самую любимую колыбельную не вспомнили. :) Очень нестандартная, кстати.

https://www.youtube.com/watch?v=s3CAiARzy8s

https://www.youtube.com/watch?v=_WoM_BM-o1Y

Мне больше всего нравится исполнение Хайтинка с оркестром, не нашел на тюбике.

На удивление хороша колыбельная Вайнберга. Притом что в целом его фортепианная музыка мне кажется слабоватой. Но колыбельная очень хороша. С оттенками Скрябина.

Яначека я недолюбливаю. Его фортепианная музыка кажется мне пресноватой.

Edited at 2016-09-24 08:52 am (UTC)

Большое спасибо за Дебюсси! Даже не подозревал о существовании подобной колыбельной. Действительно нестандартная. Не знаю, насколько она способствует сну :) Добавлю в основной текст поста 10-м номером.

Рад, что Вам понравился первый опус Вайнберга. Весьма неплохо для 15-летнего юноши!

Помню, что Яначека недолюбливаете. Даже квартеты вроде... Но все еще может измениться :)

Так она и не была изготовлена ко сну, скажем так. :) Вот дидактический материал об этом сочинении. http://www.interlude.hk/front/lullaby-of-tearsclaude-debussy-berceuse-heroique/

Да, Вайнберг был открытием. Я обожаю такие тематические пьесы. С удовольствием прослушал ее несколько раз и даже в ФБ прорекламировал (а также здесь).

Спасибо за ссылку! Хорошо, что Вы Вайнберга прорекламировали. Хотя его музыка в последнее время набирает популярность, она все еще остается underrated, к сожалению.

Его фортепианные сонаты в свое время не произвели на меня никакого впечатления. Надо бы к ним вернулся. Сложилось впечатление, что это все-таки струнный по преимуществу композитор. Он еще и писал очень много.

"Спи, моя радость, усни" - ни разу не Моцарт, а Флис. :) К сожалению, до сих пор почему-то иногда приписывается Моцарту, хотя вопрос давно закрыт.
http://dreamsong.ru/zagadka-mocarta-chya-zhe-radost-zasypaet
***
Но у Моцарта есть сочинения, которые можно назвать "колыбельными", но в таком метафизическом смысле слова, как некоторое заколодовывание, spelling. Например, медленные части Кларнетного квинтета или последней фортепианной сонаты (К. 576). Песня "Сновидение" (Traumbild) еще. А, и вторая часть предпоследнего фортепианного концерта (К. 537). Если подумать, можно и другие примеры в таком роде указать.


Edited at 2016-09-24 11:43 am (UTC)

Вот оно как! Век живи... Я тут глянул в интернет по этому поводу: оказывается, по последней версии, "колыбельную Моцарта" написал даже не Флис, а Фридрих Фляйшман: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Fleischmann (там есть ссылка на оригинальную статью, опубликованную в журнале Моцартеума). Подправлю текст - спасибо за просвещение!

Да, "колыбельноподобной" музыки можно найти в изобилии. Для чистоты эксперимента пока буду вести более узкий список :)

Ваш замысел интересен. Рад, что смог быть полезным.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Огромное Вам спасибо за такой внушительный колыбельный список! С Вашего позволения, добавлю их в основной текст поста.

Гимнопедии Сати сразу приходят в голову, но да, я их в "собственно колыбельные" не зачислил :) Благодаря Вам теперь знаю, что и "собственно колыбельные" у Сати тоже имеются.

Сати, конечно, ужасно однообразен. Вот уж точно - натуральные прямолинейные колыбельные. Насколько одна колыбельная Вайнберга интереснее всего, что у Сати можно отнести к этой теме.

Согласен. Но по формальному критерию списку принадлежит, да и вкус у всех разный.

Это да. Кстати, никогда не слушал оркестрового Сати.

Я тоже не слышал. И как-то не очень хочется.

(Deleted comment)
Исходя из известного мне фортепианного Сати, могу в некотором смысле понять влияние на минималистов. Хотя протестую, пользуясь случаем, против включения Адамса в Ваш список :) предполагая, что Вы имеете в виду Джона К.

(Deleted comment)
"сколько просто восприятие новых взглядов на построение музыкальной ткани"

В такой формулировке возможно, да.

Кстати, "Спи, моя радость..." есть подражание не столько Моцарту, сколько Гайдну. Достаточно вспомнить финал (медленный) "Прощальной симфонии". Автор "Колыбельной" сильно упростил (мягко говоря) рисунок гайдновской темы, тривиализировал интонацию и ритм.

Вполне возможно. Вам как специалисту по Моцарту и Гайдну виднее :)

Я не специалист. А Вы послушайте сами. :)

Вот еще одна "непрямая" колыбельная Шумана - Засыпающий ребенок из Детских сцен. Одна из моих любимейших пьес. Альфред Корто в версии 1935 года действительно исполняет ее как колыбельную (29.21). Эта запись - щедевр исполнительского искусства.

https://www.youtube.com/watch?v=hPSoOXGzvGc



Edited at 2016-09-30 09:10 pm (UTC)

Спасибо! Если мне не изменяет память, Вы меня с этой пьесой познакомили раньше в этом журнале, когда я неодобрительно высказался о Шумане. Кажется, Вы мне тогда дали ссылку на исполнение Лан Лана. Действительно, прекрасная пьеса и колыбельная, хоть и неявная.

Просто Корто ее настолько мерно исполняет, что получается как колыбельная.

  • 1